Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ПИСЬМО № 39-55-84ин/39-13 от 31.10.2001

 

  Советам ректоров
высших учебных заведений регионов


О СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ  
В соответствии с решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2001г. № 14/1, приказом Министерства образования Российской Федерации от 16.10.2001 г. № 3366 и задачами, поставленными Министром образования Российской Федерации по организации в каждом учебном заведении профессионального образования центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников (далее Центр), в учебных заведениях профессиональною образования начато проведение целенаправленной работы в этом направлении.
На сегодняшний день создано более 200 центров в ведущих учебных заведениях Российской Федерации. Опыт их организации и функционирования показывает, что помимо действующих структур необходимо создание Региональных центров содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования, которые могли бы осуществлять координацию работы в регионе. По мнению Минобразования России, их организация наиболее целесообразна в одном из ведущих вузов региона на базе уже созданного центра и имеющего большой практический опыт.
В связи с этим Минобразование России просит Советы ректоров высших учебных заведении рассмотреть предложение о создании Региональных центров и предложить пути их организации:
а) на конкурсной основе;
б) по решению Совета ректоров высших учебных заведений региона;
в) другие варианты.
В случае, если Региональный центр уже создан, просим Вас направить сведения о нем по прилагаемой форме директору Федерального Центра Илясову Е.П. по электронной почте: cszum@mx.bmstu.ru или по адресу:
107005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, MГТУ им. Н.Э. Баумана, ЦСЗУМ.
Для ознакомления направляем Вам методические материалы по проведению организационно методической работы по созданию центров в учреждениях профессионального образования и регионах, разработанные МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Приложения:
  •  
    1. Форма на 1 л.
    2. Методические материалы на 10 л.

Заместитель Министра образования Российской Федерации

Ю.В. Шленов


Приложение 1
Информация о центрах содействия занятости учащейся молодежи
и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
  • Наименование Федерального округа
  • Наименование субъекта Федерации
  • Наименование учреждения профессионального образования
  • Название центра
  • Ф.И.О. руководителя
  • телефон
  • факс
  • E-mail
  • Интернет
  • Почтовый адрес
Приложение 2
Министерство образования Российской Федерации
Управление дополнительного профессионального образования
Центр содействия занятости учащейся молодежи и
трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Роль и место Центров содействия занятости и
трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости

(Методические материалы по проведению организационно-методической работы
в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству
выпускников учреждений профессионального образования)
Москва
2001

 

В процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные категории работников.
Профессиональная школа во многом адекватно реагирует на эти процессы. В соответствии с формирующимся спросом в значительной мере изменились содержание и структура подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования, вводится новая система содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Разработана Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Во все учреждения профессионального образования разосланы рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости (примерное положение о Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее – ЦСЗУМ), а также Рекомендации по разработке программ содействия занятости, профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования), которые направлены образовательным учреждениям в январе 2001 года (№39-52-1ин/39-16 от 10.01.2001), а также письмо заместителя Министра образования Российской Федерации от 06.08.2001г. №39-52-58ин/39-20.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана создан Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. В соответствии с концепцией и планом работ Центра данные материалы представляют собой предварительный результат по разработке рекомендаций по созданию и совершенствованию деятельности аналогичных центров (ЦСЗУМов) учреждений профессионального образования. Как предполагается, сеть ЦСЗУМов станет основой создаваемой в Российской Федерации системы содействия трудоустройству.
Как отмечалось в разработанных Рекомендациях, система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования должна иметь следующую структуру с точки зрения разделения задач между федеральным, региональным и местным уровнями власти.

Помимо разделения задач на разных уровнях государственной власти, значение имеет разделение задач между разными подразделениями и организациями, осуществляющими содействие трудоустройству выпускников на одинаковых уровнях.
Таким образом, в рамках деятельности по содействию занятости выпускников учреждений профессионального образования существуют различные задачи, соответствующие направлениям Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Можно выделить 4 главные группы задач:

 

Задача Какую деятельность включает Существует ли, или на какой базе может создаваться
1 Непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников УПО1. Организация стажировок и практик, обеспечение временной занятости, трудоустройство по окончании УПО В большинстве случаев такая деятельность, официально или неофициально (напр., на базе студ.профкома), ведется в УПО, однако нет согласованности и единых целей.
2 Предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда. Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и работодателей данными о рынке труда и РОУ2. Во многих УПО и вне их такие системы уже реализованы, напр., на основе Интернета, тем не менее, их разрозненность препятствует их эффективности. Базой для создания единой системы должна стать сеть РЦИ/ЦНИТ3 Минобразования России.
3 Переподготовка и дополнительное профессиональное обучение незанятых выпускников. Организация дополнительных курсов в рамках существующих в УПО учебных программ, “второе образование”, краткосрочные программы профессиональной переподготовки и подготовки незанятых выпускников Базой для решения этой задачи в настоящее время являются существующие организации: МРЦПК4, ИПК5, Центры, курсы. Необходимо лишь повысить эффективность их работы.
4 Стратегические задачи по содействию трудоустройству. Работа с промышленными предприятиями и другими работодателями, анализ спроса на специалистов, прогноз развития ситуации, определение специфики УПО на рынке образовательных услуг, взаимодействие с другими УПО, органами власти, общественными организациями, определение стратегических ориентиров подготовки специалистов в данном УПО и т.п. Частично реализуется в некоторых Центрах занятости, но в недостаточном количестве. Требует организации специального Центра содействия занятости, или выделения отдельной рабочей группы в рамках существующего Центра (службы) занятости. Сеть таких центров должна стать основой создаваемой системы содействия занятости.
Мы видим, что помимо уже существующих или вероятно существующих структур необходимо создание организаций двух типов:
  1. Региональные Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования. Их создание наиболее целесообразно при региональной администрации (например, при Комитете труда и занятости или Комитете по образованию) либо в одном из вузов региона, который в этом случае становится головным в регионе по этой проблеме.
  2. Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников, которые должны создаваться в учреждениях профессионального образования.
Региональные Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования могут осуществлять следующие функции:
координация
  • информационная
  • целевая (стратегическая)
  • сотрудничество
  • совместные семинары, конференции, советы
мониторинг
  • анализ взаимодействия РОУи рынка труда в регионе
внешние контакты
  • установление связей:

    с другими регионами,
    с федеральными органами исполнительной власти,
    с ЦСЗУМами.
  • зарубежные контакты
оказание научно-методической помощи центрам
  • консультации
  • обмен опытом
  • проведение семинаров, конференций
  • обучение персонала центров

 Функции вузовского ЦСТ(З)В6 УПО:

 

стратегия выпуска специалистов для рынка труда
  • прогнозирование потребностей
  • сегмент РОУ
профориентация
  • работа со студентами
  • предоставление информации о рынке труда
выработка рекомендаций руководству образовательных учреждений по корректировке учебных планов и программ
  • в соответствии с текущими требованиями работодателей в соответствии с перспективами развития рынка труда
стратегия взаимодействия с ЦНИТ, ЦПК7 и др. подобными организациями
  • внутри УПО
  • вне УПО
взаимодействие с органами управления по труду и занятости и другими работодателями, молодежными организациями
  • презентации профессий
  • проведение ярмарок вакансий
Таким образом, предлагаются новые подходы по организации работы по трудоустройству выпускников УПО.
Выше были разделены две группы задач, которые должен решать ЦСТ(З)В УПО: задачи непосредственного трудоустройства и стратегические задачи. Здесь условно разделяется решение разных задач между двумя структурами: Центром занятости учащейся молодежи и Центром содействия занятости выпускников УПО. Реально стратегическими задачами может заниматься специально выделенная группа в едином Центре занятости. Существует и другой вариант – непосредственной деятельностью по трудоустройству, профориентации, организации практик и стажировок и т.п., - могут заниматься специально назначенные сотрудники/группы в едином Центре содействия трудоустройству выпускников. Окончательный выбор организационной структуры зависит от специфики учебного заведения и является прерогативой руководителей учебных заведений.
При этом рекомендуется выбрать следующий вариант (для образовательного учреждения): в УПО создается Центр содействия трудоустройству выпускников, который реализует стратегические задачи в области занятости, разрабатывает политику учреждения профессионального образования в области занятости, и при этом занимается сам или координирует деятельность соответствующих подразделений и студенческих организаций по непосредственному трудоустройству выпускников, организации программ временной занятости студентов, профориентации, предоставлению информации и консультированию студентов. Уже существующие организации в этом случае не ликвидируются, а объединяются в рамках ЦСТ(З)В, или просто согласовывают с ним свою деятельность.
Далее описываются основные задачи Центра занятости учащейся молодежи и Центра содействия занятости выпускников УПО (на примере вуза).
Основные задачи подразделения вуза, ответственного за трудоустройство выпускников:
А. Непосредственно касающиеся трудоустройства студентов и выпускников (Центр занятости):
Б. Решающие стратегические задачи, обеспечивающие трудоустройство студентов и выпускников (Центр содействия занятости):
  •  
    1(А). Стажировки (практика).
    2(А). Временная занятость (во время обучения).
    3(А). Трудоустройство после окончания вуза.
    4(Б). Проведение сравнительного анализа образовательно-профессиональных программ вузов, готовящих специалистов в регионе по одним и тем же специальностям с целью выявления специфики вуза и определения своего сегмента на рынке образовательных услуг.
    5(Б). Определение “целевой группы” – предприятий (групп предприятий), для которых вуз готовит специалистов, специальностей по которым готовятся специалисты, сравнение с другими вузами, выпускники которых предназначены для той же целевой группы, т.е. определение своего сегмента на рынке труда.
    6(Б). Работа с выпускниками: создание базы данных, ассоциации (партнерств).
    7(Б). Работа со студентами, ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозах о развитии рынка труда, координация научной работы студентов, способствующей их успешному трудоустройству.
    8(Б). Выработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе, корректировке существующих и введению новых курсов, изменению профиля подготовки специалистов и номенклатуры специальностей с учетом спроса на рынке труда.
    9(Б). Взаимодействие с промышленными предприятиями и иными работодателями, проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия вуза с предприятиями.
    10(Б). Внешние контакты вуза по проблемам трудоустройства (с другими вузами, центрами занятости, работодателями, профессиональными союзами и ассоциациями, профильными органами федеральной, региональной и местной власти.
В зависимости от специфики вуза (количества обучающихся студентов, дифференциации специальностей подготовки и др.) могут существовать разные подходы к организации службы (центра) содействия занятости.
Можно выделить два предельных случая, между которыми располагаются все остальные варианты:
Крупный вуз
(около 10 000 студентов и выше), большое число факультетов, кафедр, специальностей, значительная дифференциация специальностей, подготовка конкурентоспособных специалистов по всему их спектру
Небольшой вуз
(значительно меньше 1 000 студентов), небольшое число факультетов, кафедр, подготовка специалистов по ограниченному числу специальностей
 
В этом случае непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников разворачивается на уровне кафедр, факультетов и других структурных подразделений вуза. При этом существует необходимость в подразделении, находящемся на верхнем уровне управления и подчиненном непосредственно ректору или первому проректору, осуществляющем координацию деятельности по трудоустройству.
В этом случае трудоустройством выпускников занимается структурное подразделение, которое находится на среднем уровне управления вузом и решает весь спектр задач по трудоустройству.
 





 

Таким образом, в зависимости от специфики вуза, могут существовать различные организационные формы Центра содействия занятости.
Заключение.
В промышленно развитых странах университеты глубоко интегрированы в существующую промышленность. Имеются многолетние контакты с различными предприятиями. Выпускники университетов занимают руководящие посты в бизнесе и государственных организациях, подразделения университетов имеют свои устоявшиеся программы сотрудничества с потенциальными работодателями. В результате вся деятельность по содействию трудоустройству выпускников там интегрирована в структуру университета и ведется постоянно.
В России социально-экономическая среда за последние 10 лет претерпела кардинальные изменения. Полностью изменилась структура экономики и структура промышленности. С другой стороны, система профессионального образования также значительно изменилась. Многие из существующих вузов поменяли свой профиль, вышли на качественно иной уровень, появилось большое количество новых вузов, как государственных, так и негосударственных, появились даже новые виды вузов, такие, например, как технические университеты. Не меньшие изменения происходят в сфере средних специальных учебных заведений.
В результате этих изменений существует огромный разрыв между работодателями (промышленностью) и системой профессионального образования. В подобных условиях вузовские ЦСТ(З)В имеют огромное значение. Они призваны наладить взаимодействие между вузами и производством, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда, определить стратегию вуза в отношении выпуска специалистов. Роль ЦСТ(З)В можно сравнить с ролью службы маркетинга в крупной корпорации, производящей потребительские товары. Поскольку основным “продуктом” вуза являются выпускники, постольку деятельность по содействию занятости выпускников является важнейшей задачей вуза.
Таким образом, система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, создаваемая в Российской Федерации, своей основой будет иметь сеть Центров содействия трудоустройству (занятости) выпускников, имеющих общие цели и скоординированные программы работ.
1 - УПО - учреждение(я) профессионального образования
2 - РОУ - рынок образовательных услуг
3 - РЦИ/ЦНИТ - региональные центры информатизации/центры новых информационных технологий
4 - МРЦПК - Межотраслевой центр повышения квалификации
5 - ИПК - Институт повышения квалификации
6 - ЦСТ(З)В - Центр содействия трудоустройству (занятости) выпускников
6 - ЦПК - Центр повышения квалификации