2001 год

  1. Методические рекомендации по созданию системы содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования / Составители: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНИИ ИТиТ “Информика”, НИИ ВО, Тверской ГУ, СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, ГСБТиО СПбГУТиД, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯрИПК. Москва, 2001. 36 с.

    Эти методические рекомендации не претендуют на полноту в решении проблем создания системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и не являются обязательными в реализации, но опыт, уже приобретенный в учреждениях профессионального образования, может подсказать или дать направление в реализации задач, поставленных Министром образования РФ, по созданию центров занятости в учреждениях профессионального образования.

  2. Роль и место центров содействия занятости и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости (Концепция системы содействия занятости) / Составитель: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Под общей ред. директора ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана Илясова Е.П. Москва, 2001. 11 с.

    В данной разработке описана концепция системы содействия занятости учащейся молодежи и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, базирующаяся на создании сети центров содействия трудоустройству (занятости) в Российской Федерации с учетом разделения задач между федеральными, региональными и местными уровнями власти.

  3. Анализ влияния экономических, демографических, социальных и других факторов на состояние рынка труда и образовательных услуг / Составители: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНИИ ИТиТ “Информика”, НИИ ВО, Тверской ГУ, СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, ГСБТиО СПбГУТиД, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯрИПК. Москва, 2001. 15 с.

    В методической разработке рассмотрены возможные подходы к анализу состояния занятости и процессов ее изменения.

  4. Аналитическая оценка и изучение поэтапного становления организационно-экономического механизма функционирования системы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений / Составители: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНИИ ИТиТ “Информика”, НИИ ВО, Тверской ГУ, СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, ГСБТиО СПбГУТиД, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯрИПК. Москва, 2001. 26 с.

    Эффективная работа по трудоустройству молодых специалистов невозможна без некоторой переориентации работы службы занятости. Проблема трудоустройства выпускников высшей школы приобретает особую остроту в условиях структурной перестройки экономики и социального переустройства общества. Вуз должен вести подготовку по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, дать образование, позволяющее адаптироваться к требованиям рынка, а также содействовать трудоустройству выпускников. Приведенная аналитическая оценка показывает насколько важно учитывать изменяющиеся экономические условия, требующие выработки новых подходов к решению вопросов взаимосвязи образования и занятости.

  5. Методические рекомендации по использованию функциональных возможностей распределенной информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов/ Составители: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНИИ ИТиТ “Информика”, НИИ ВО, Тверской ГУ, СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, ГСБТиО СПбГУТиД, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯрИПК. Москва, 2001. 14 с.

    Описывается свободно распространяемая Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций информационная система с Интернет-доступом, предназначенная для комплексного регулирования процессов в области формирования и использования трудовых ресурсов

  6. Методические рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования / Составитель: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Под общей ред. директора ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана Илясова Е.П. Москва, 2001. 18 с.

    Данные рекомендации разработаны в соответствии с решением совместной коллегии Минобразования России и Минтруда России и представляют собой комплекс мероприятий, позволяющих создать в Российской Федерации систему содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, и включают в себя следующие разделы:

    I. Рекомендации по созданию и функционированию центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (примерное положение).

    II. Рекомендации по разработке Муниципальной программы содействия занятости, профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования.

  7. Методические рекомендации по организации системы психологической поддержки выпускников учреждений профессионального образования / Составители: ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНИИ ИТиТ “Информика”, НИИ ВО, Тверской ГУ, СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, ГСБТиО СПбГУТиД, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯрИПК. Москва, 2001. 24 с.

    Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания, изучить особенности конкретных приложений их знаний по специальности, что сказывается на общем снижении квалификации.

    В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам: периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости. Все это приводит к тому, что выпускники вузов считают полученную специальность не соответствующей их материальным и моральным запросам, т.е. неконкурентоспособной на рынке труда, что, в свою очередь, приводит к психологическим травмам, утрате веры в будущее, социальным проблемам.

    В большинстве регионов России уже активно работают центры профориентации и психологической поддержки, а также студенческие биржи труда. В данной разработке показана организация системы психологической поддержки на примере центра “Карьера” Тверской области.