Концепция формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования

alt
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Введение
 
В Концепции сформулированы основные цели, задачи создания и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования с учетом основных направлений  государственной политики в сфере образования и занятости населения.
Объектом концепции является занятость выпускников учреждений профессионального образования.
Предметом - определение цели, задач, структуры  создаваемой системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее - ССТВ).
Общая цель – формирование и функционирование  эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования путем:
а) создания условий для информирования выпускников учреждений профессионального образования о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда;
б) создания условий для взаимодействия выпускников учреждений профессионального образования и потенциальных работодателей через сеть центров (служб) содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений действующих при учебных заведениях.
 
I. Обоснования создания системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
 
В целях содействия трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования в структуре Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана функционирует Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования (далее - МЦПТ), созданный  приказом Минобразования России от 12 мая 1999 г. №  1283 для выполнения следующих задач:
1.Координации деятельности и оказания методической помощи региональным центрам и центрам учреждений профессионального образования в области содействия занятости учащейся молодежи и выпускников учреждений высшего  профессионального образования.
2.Мониторинга результативности деятельности центров содействия трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования на основе созданного программного обеспечения.
3.Участия в научно-исследовательских программах и проектах по направлениям деятельности.
4.Разработки и распространения рекомендаций по вопросам содействия занятости молодых специалистов для федеральных и региональных органов государственной власти.
В рамках Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год в части вовлечения подведомственных образовательных учреждений в переподготовку и повышение квалификации   высвобождаемых или находящихся под угрозой увольнения работников  и содействия занятости выпускников образовательных учреждений перед МЦПТ поставлены дополнительные задачи:
-        мониторинг прогноза распределения выпускников подведомственных  учреждений профессионального образования  по каналам занятости в 2009 году;
-        мониторинг переподготовки и повышения квалификации граждан на основе заключенных договоров образовательными учреждениями с органами по труду и занятости населения, предприятиям и непосредственно гражданами в 2009-2010 учебном году;
-        мониторинг объемов подготовки по опережающему профессиональному обучению граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году;
-        мониторинг степени участия выпускников подведомственных  учреждений профессионального образования 2009 года в мероприятиях «Содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан».
В настоящее время при непосредственной методической помощи МЦПТ, на базе подведомственных образовательных учреждений созданы:
-        333 центра содействия трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования;
-        641 служба  содействия трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования;
-        76 региональных центров трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
 Ключевым направлением деятельности МЦПТ и центров (служб) является функционирование Распределенной информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов, разработанной  ГНИИ ИТТ  «Информика» совместно с МЦПТ, которая содержит постоянно актуализируемый   перечень вакансий по должностям по всем направлениям подготовки в разрезе конкретных предприятий и организаций, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.
Таким образом, разработан инструмент, который позволяет создать доступную для пользователей (как выпускников учебных заведений, так и кадровых служб предприятий) информационную базу, содержащую   информацию о спросе и предложениях на региональном рынке труда. 
         Начиная с 2006 года, в виду отсутствия финансирования ГНИИ ИТТ «Информика» прекращено сопровождение программного обеспечения системы. Классификаторы, используемые в системе, не соответствуют действующему Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, а также  административно – территориальному делению Российской Федерации.
         Кроме того, программная реализация системы технически устарела, поскольку создана была в 2001 году.  
В целях оказания влияния на снижение напряженности на  рынке труда в части обеспечения занятости  выпускников учреждений профессионального образования (высшего, среднего и начального)целесообразно формирование системы содействия их трудоустройству с включением в сетевоевзаимодействие всехучреждений профессионального образования Российской Федерации (далее – ССТВ).
Эффективность функционирования ССТВ напрямую связана с необходимостью создания  автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее – АИСТ), что  обусловлено  с одной стороны - значительным количеством (1134 вуза, 2786 колледжей и техникумов и 2498 профессиональных лицеев и училищ) учреждений профессионального образования,  распределенных по территории страны, а с другой стороны,  оперативной актуализацией информации по субъектам Российской Федерации о вакансиях по должностям по направлениям подготовки в разрезе конкретных предприятий и организаций.  
Система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования позволит:
-    способствовать оперативному принятию управленческих решений по различным направлениям деятельности сферы образования, в том числе связанных с приведением объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда;
-    работодателям осуществлять поиск сотрудников среди студентов и выпускников с требуемой специальностью, квалификацией и дополнительными знаниями;
-    студентам и выпускникам найти работу, соответствующую их знаниям, устремлениям и карьерным амбициям;
-    предоставление информации по профориентированию студентов и выпускников с учетом спроса на рынке труда.
Предполагается, что при создании АИСТ  будут использованы отдельные программно-технические решения, реализованные в Распределенной информационной системе поддержки трудоустройства молодых специалистов, функционирующей в настоящее время.
 
II. Задачи создания и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
 
Для достижения общей цели по формированию и функционированию  эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ССТВ) необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
1. Создание на базе МЦПТ Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее – КЦСТ) различных организационно- правовых форм и ведомственной принадлежности.
2. Создание автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников (АИСТ).
3. Дополнительное материально-техническое оснащение КЦСТ.
4. Обновление организационно-методического сопровождения центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
5. Совершенствование программного обеспечения для осуществления мониторингов различных направлений деятельности образовательных учреждений, направленных на отслеживание ситуации по вовлечению их в реализацию мероприятий, предусмотренных  в рамках Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
6. Использование в работе АИСТ  информационного портала Роструда «Работа в России». 
7. Предоставление аналитической информации органам государственной власти, в том числе органам управления образованием для оперативного принятия управленческих решений.  
              
               III. Структура системы содействия трудоустройству выпускников  учреждений профессионального образования
 
3.1 Общее описание
ССТВ базируется на сети центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, создаваемых в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. В региональном разрезе система имеет три уровня: местный, региональный и федеральный (рисунок 1).
На местном уровне приказом ректора (директора) учреждения профессионального образования  создается центр (служба) содействия трудоустройству выпускников.
В каждом субъекте Российской Федерации решением Совета ректоров (директоров) образовательных учреждений региона на базе одного из центров содействия трудоустройству выпускников создается региональный центр.
На федеральном уровне функции координации, информационного и  методического обеспечения осуществляет Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, т.е. КЦСТ.
 
 
alt
Рисунок 1 – Структура ССТВ
 
 
Деятельность центра (службы), создаваемого в учреждении профессионального образования, состоит из четырех групп задач:
  • сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;
  • работа со студентами и выпускниками в учебном заведении;
  • взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения;
  • методическая и научно-исследовательская работа.
В таблице 1 представлены группы задач и направления работы центра (службы) по каждой группе.
Первые три группы являются общими, как для центров (служб) образовательных учреждений, так и региональных центров. Четвертая группа «Методическая и научно-исследовательская работа» относится только к региональным центрам.
 
Таблица 1
Группа задач
Направления работы
Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для учащихся и выпускников
Заключение договоров о сотрудничестве
Привлечение работодателей к участию в учебном процессе и научно-исследовательской работе обучающихся
Оказание помощи учебным заведениям в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом
Работа с учащимися и выпускниками в учебном заведении
 
 
 
Организация временной занятости обучающихся
Информирование  обучающихся и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда (спросе и предложениях)
Взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе  органами по труду и занятости населения
 
Обмен информацией о спросе и предложении на рынке труда с органами по труду и  занятости населения
Участие в мероприятиях по содействию трудоустройству, организованных местными органами власти
Методическая и научно-исследовательская работа
Координация деятельности и оказание методической помощи центрам (службам) по проблемам  занятости выпускников
Научно-исследовательская работа по направлениям деятельности центра
Разработка методических материалов по вопросам содействия трудоустройству выпускников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2. Автоматизированная информационная система по содействию трудоустройству выпускников (АИСТ)
 
Основной целью создания АИСТ является обеспечение информационной поддержки деятельности сети центров (служб), являющейся ключевым направлением деятельности системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования,
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
  • разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации о рынке труда с использованием современных средств телекоммуникаций;
  • создание методов анализа спроса и предложений на рынке труда по различным критериям;
  • создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о спросе и предложении на рынке труда между учреждениями профессионального образования
  • гарантированный уровень информационной безопасности системы.
 
3.2.1.  Основные требования, предъявляемые к автоматизированной информационнойсистеме содействия трудоустройству выпускников
 
При создании и развитии АИСТ должно быть обеспечено выполнение следующих требований:
  • открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
  • стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
  • масштабируемость – система должна обеспечивать подключение к ней новых региональных структур по мере их готовности, без существенных изменений производительности и качества функционирования;
  • платформо-независимость и гетерогенность – возможность использования широкого спектра оборудования, системных и сетевых программных сред, имеющихся в образовательных учреждениях;
  • комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
 
3.2.2.Структура и функциональный состав автоматизированной информационнойсистемы содействия трудоустройству выпускников
 
Информационное обеспечениес технологической точки зрения должно состоять из ряда веб-сайтов, установленных в центрах (службах) содействия трудоустройству выпускников, и иметь трехуровневую структуру: федеральный уровень, региональный уровень и уровень образовательного учреждения.
С целью снижения затрат на разработку и эксплуатацию информационное обеспечение должно функционировать с использованием свободно распространяемого программного обеспечения, включающего систему управления содержимым сайта, систему управления базами данных и интерпретатор серверных сценариев.
Информационное обеспечение должно обеспечивать поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом компонентов:
  • база данных вакансий работодателей;
  • база данных резюме обучающихся и выпускников;
  • база данных учреждений профессионального образования, центров (служб) содействия трудоустройству выпускников;
  • база данных нормативно-правовой информации по проблемам трудоустройства;
  • программные средства обмена информацией между федеральным сайтом, региональными сайтами и сайтами учебных заведений;
  • программные средства статистической обработки данных о спросе и предложении на региональных рынках труда;
  • справочная информация.
 
3.2.2.1. База данных вакансий работодателей
 
Компонент «База данных вакансий работодателей» должен обеспечивать:
  • создание базы данных вакансий (регистрация организаций-работодателей, добавление/редактирование вакансий);
  • поиск вакансий по параметрам: специальность, уровень образования, заработная плата, возраст, знание иностранных языков и т.п.
С целью унификации информации хранящейся в базе данных необходимо использовать действующие в настоящее время в системе профессионального образования классификаторы.
 
3.2.2.2. База данных резюме обучающихся и выпускников
 
Компонент «База данных резюме обучающихся и выпускников» должен обеспечивать:
  • создание базы данных резюме обучающихся и выпускников (регистрация пользователя, добавление/редактирование резюме);
  • поиск резюме по параметрам: специальность, уровень образования, заработная плата, возраст, знание иностранных языков и т.п.
 
3.2.2.3. База данных учреждений профессионального образования, центров (служб) содействия трудоустройству выпускников
 
Компонент «База данных учреждений профессионального образования, центров (служб) содействия трудоустройству выпускников» должен обеспечивать:
  • ведение базы данных учреждений профессионального образования, включающую информацию об образовательном учреждении: контактную информацию (почтовый адрес, телефон, электронная почта, сайт), профиль, перечень специальностей по образованию, ведомственная принадлежность;
  • ведение базы данных центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, включающую информацию о центре (службе): контактную информацию (почтовый адрес, телефон, электронная почта, сайт), статус центра (службы) (федеральный, региональный, образовательного учреждения);
  • поиск по параметрам: по административно-территориальному делению Российской Федерации, уровню образовательного учреждения, профилю, ведомственной принадлежности, специальности, контекстный поиск по названию образовательного учреждения.
 
3.2.3.4. База данных нормативно-правовой информации по проблемам трудоустройства
 
Компонент «База данных нормативно-правовой информации по проблемам трудоустройства» должен обеспечивать доступ пользователей к документам, регулирующим взаимоотношения в сфере труда и образования:
  • международному законодательству;
  • федеральному законодательству;
  • законодательным актам субъектов Российской Федерации;
  • нормативным документам Министерство образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
 
3.2.3.5. Программные средства обмена информацией между федеральным сайтом, региональными сайтами и сайтами образовательных учреждений
 
Компонент «Программные средства обмена информацией между федеральным сайтом, региональными сайтами и сайтами образовательных учреждений» должен обеспечивать:
  • синхронизацию федеральной базы данных вакансий с региональными базами;
  • синхронизацию региональных баз данных учебных заведений, центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, нормативно-правовой информации, классификаторов с федеральной базой;
  • трансляцию лент новостей между федеральным сайтом, региональными сайтами и сайтами образовательных учреждений;
  • обеспечить защиту персональных данных при передаче информации.
     
3.2.3.6. Программные средства статистической обработки данных о спросе и предложениях на региональных рынках труда
 
Компонент «Программные средства статистической обработки данных о спросе и предложениях на региональных рынках труда» должен предоставлять статистику спроса и предложений на рынке труда в разрезе уровней образования, специальностей, должностей и административно-территориального деления Российской Федерации.
 
3.2.3.7. Программные средства мониторинга трудоустройства выпускников по полученной специальности
 
Компонент«Программные средства мониторинга трудоустройства выпускников по полученной специальности» должен предоставлять статистику трудоустройства выпускников по полученной специальности в разрезе уровней образования, специальностей по образованию, должностей и административно-территориального деления Российской Федерации.
 
3.2.3.8. Программные средства мониторинга результативности
 деятельности центров (служб)
 
Компонент «Программные средства мониторинга результативности деятельности центров (служб)» должен предоставлять информацию по оценке эффективности деятельности центров (служб) по разработанной методике.
 
3.2.3.9. Справочная информация
 
Компонент «Справочная информация» должен предоставлять информацию:
  • об органах занятости Роструда;
  • о кадровых и рекрутинговых агентствах;
  • об информационных ресурсах Internet, газетах и журналах, направленных на поддержку трудоустройства;
  • о курсах подготовки и переподготовки кадров;
  • о схеме взаимодействия с другими системами.
 
3. 3. Функции Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
 
КЦСТ выпускников учреждений профессионального образования осуществляет функции координации, а также информационного и методического обеспечения центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, в том числе:
  • координацию деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
  • разработку программного обеспечения для создания ССТВ;
  • разработку и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации о рынке труда с использованием современных средств телекоммуникаций;
  • создание и развитие защищенной информационно-теле-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о спросе и предложении на рынке труда между учреждениями профессионального образования;
  • обеспечение информационной поддержки деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
  • создание методов анализа спроса и предложений на рынке труда по различным критериям;
  • подготовку, сбор, анализ и свод информации мониторингов;
  • анализ трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
  • анализ тенденций  рынка труда и рынка образовательных услуг.
 
         IV. Финансовое обеспечение системы содействия трудоустройству выпускников
 
По состоянию на 1 августа 2009 года МЦПТ является структурным подразделением Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и размещен  на его базе.
Финансирование расходов МЦПТ осуществляет, в основном, Университет.
Для создания КЦСТ в новом качестве целесообразно сохранить его в структуре МГТУ им. Н.Э.Баумана с выделением дополнительных штатных единиц и площадей.
В целях эффективного функционирования КАЦСТВ и увеличением возлагаемых функций необходимо:
  • увеличить количество штатных единиц;
  • выделить дополнительные площади;
  • оснастить дополнительным оборудованием;
  • разработать и внедрить программное обеспечение АИСТ за счет выделения дополнительных средств. 
 
 
Глоссарий
 
Администратор – пользователь, наделённый правами доступа к определённым инструментам технического обслуживания проекта.
База данных (БД) – информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов с одинаковым набором свойств или поименованную совокупность структурированных данных (поименованная совокупность структурированных данных предметной области).
Банк данных – совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
Веб-сайт (от англ. website: web – «паутина», «сеть» и site – «место», буквально «место в сети») или просто сайт – в компьютерной сети объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) совокупность документов частного лица или организации. По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет. Все веб-сайты Интернета в совокупности составляют Всемирную паутину. Для прямого доступа клиентов к веб-сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP. Веб-сайты иначе называют Интернет-представительством человека или организации. Когда говорят «своя страничка в Интернет», то подразумевается целый веб-сайт или личная страница в составе чужого сайта.
Гетерогенная система (от греч. heterogenes – разнородный) – неоднородная система, состоящая из однородных частей (серверов). Однородные части могут отличаться друг от друга по составу и свойствам.
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Масштабируемость (scalability) – способность системы увеличивать свою производительность при добавлении ресурсов (обычно аппаратных). Масштабируемость – важный аспект электронных систем, программных комплексов, баз данных, маршрутизаторов, сетей и т. п., если для них требуется возможность работать под большой нагрузкой. Система называется масштабируемой, если она способна увеличивать производительность пропорционально дополнительным ресурсам. Масштабируемость можно оценить через отношение прироста производительности системы к приросту используемых ей ресурсов. Чем ближе это отношение к единице, тем лучше. Также под масштабируемостью понимается возможность наращивания дополнительных ресурсов без структурных изменений центрального узла системы.
Мониторинг рынка трудапроцесс отслеживания состояния рынка труда и действий органов службы занятости.
Переподготовка кадров – подготовка кадров с целью освоения новых знаний, умений и навыков в связи с изменившимися требованиями к результатам труда и его содержания или овладением новой профессией.
Повышение квалификации – подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.
Региональный центр содействия трудоустройству выпускников – центр содействия трудоустройству выпускников одного из вузов субъекта РФ, которому по решению Совета ректоров региона присвоен статус регионального центра.
Свободное программное обеспечение (англ. free software – «свободное ПО») – программное обеспечение, выпущенное под лицензией, предоставляющей пользователю право на установку, использование, изучение, изменение (совершенствование) и распространение.
Сервер – логический или физический узел сети, обслуживающий запросы к одному адресу и/или доменному имени (смежным доменным именам), состоящий из одного или системы аппаратных серверов, на котором выполняются один или система серверных программ.
Система управления базами денных (СУБД) – специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных.
Система управления содержимым/контентом (англ. Content management system, CMS) – компьютерная программа или система, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления текстовых и мультимедиа документов (содержимое или контент). Обычно это содержимое рассматривается как неструктурированные данные предметной задачи в противоположность структурированным данным, обычно находящимися под управлением СУБД.
Трудоустройство – система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в поиске, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Трудоустройство – устройство на работу,длявыполнения которой требуется наличие у работника профессионального образования по данной специальности. 
Центр (служба) содействия трудоустройству выпускников – структурное подразделение учебного заведения, создаваемое с целью содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников.